Thursday, August 15, 2013

Эпициклы сознания

Птолемем

32% жителей России согласны с утверждением "Солнце вращается вокруг Земли".
(официальный отчет ВЦИОМ по результатам опроса за 2011 г.)

Эволюция знаний человека о себе самом и об окружающем мире всю свою историю испытывает сопротивление со стороны рудиментов здравого смысла. Несмотря на охват новых горизонтов, наши представления в значительной степени продолжают оставаться в плену у бытовых стереотипов, единственное достоинство которых состоит в простоте реагирования и экономии мыслительных процессов. Обратной стороной этого подхода является неадекватность и предвзятость выстраиваемых на его семантике представлений о человеке и окружающем его мире. Конечно, критерии объективности и адекватности вообще мало применимы к таким моделям — в первую очередь потому, что их требования не входят в перечень решаемых задач. Внутри парадигмы приспособления, охватывающей не только физические действия, но и акты мышления, мы легко и быстро получаем описания всех феноменов, которые встречаются в нашей жизни. Эти описания звучат как объяснения, хотя в строгом смысле таковыми не являются, так как практически никогда не стремятся быть объединенными в единую логическую систему. Благодаря этим описательным и обозначающим механизмам мы сформировали солидный багаж представлений, большая часть которого определяет наше восприятие самих себя и природы в целом. Именно им мы обязаны физиологизму нашей установки в познании природы и себя самих, всей трясине суеверий, пестрому букету псевдонаук типа астрологии, многочисленным религиозным концепциям и бездонному болоту фолк-психологии. Другими словами — тем самым институтам и механизмам, которые порождены задачей приспособления к нашим ежедневным потребностям и призваны сглаживать стрессы, возникающие под давлением повседневных проблем. Одной из самых значительных среди них и в то же время наиболее включенной в жизнь каждого из нас является "Я" — как слово, как ощущение, как концепция и как целая система отношений.

Tuesday, May 7, 2013

Половина Закона Роботехники

Половина Закона Робототехники



Азимовские "Три Закона Робототехники" до сих пор часто встречаются не только в форме более или менее прямой аллюзии в произведениях современных фантастов, но и, к сожалению, в качестве цитат у некоторых социологов и представителей когнитивной психологии – как попытка формулировки неких "принципов организации взаимоотношений между искусственным интеллектом и человеком". Трудно поверить, однако много людей на самом деле принимают эти высосанные из пальца "три главных правила" за некие философские принципы, за что-то, имеющее право претендовать на статус этических заповедей ИИ. Не умаляя достоинств замечательных произведений Азимова, приходится все же заметить, что повторяющиеся хороводы вокруг той троицы, на которой зиждутся все поведенческие механизмы антропоморфных роботов в одноименной вселенной его рассказов, требуют критического разбора – раз уж её стали наделять статусом заповедей, достойных воплощения в реальных системах искусственного интеллекта.

Sunday, December 30, 2012

читая Андрея Амальрика

Если вас призывают бороться не с чем-то, а с кем-то — это первое и едва ли не самое очевидное свидетельство того, что вашими руками один вор желает освободить для себя место, занятое другим вором.

Напрасно некоторые из нас ругают Януковича, Ющенко и прочих бандитов и дегенератов, называя их "дорвавшимися до власти", не понимая при этом, что все эти люди вытолкнуты туда по естественным законам секреции социума типовых репрезентаторов "ожиданий народных масс". Эти законы не пересекаются с критерием "справедливости" или "демократичности" выборов, поскольку отражают более глубокую сущность — то, чего на самом деле ждет социум, и что он в реальности готов для этих ожиданий предпринять.

Sunday, August 26, 2012

Наблюдения, сделанные в антракте

Когда эти пьесы достаточно долго разыгрываются перед вашими глазами, нетрудно заметить, что практически все актеры бессовестно заигрались. Кого бы ни изображал любой из них – он до беспамятства влюблен в своего персонажа. Грим становится лицом. Не проходит и пары действий, как все актеры начинают принимать деревянные декорации за подлинную реальность, сценарный антураж – за фактическую данность, а собственную, не без труда заученную полуторачасовую роль – за основную сюжетную нить.

Thursday, August 23, 2012

"Приключения Буратино" в свете психоанализа...


"Приключения Буратино" в свете психоанализа литературной символики
или
Алексей Толстой как зеркало сексуальной революции


Концептуальный пересмотр литературного наследия — дело столь же плодотворное и заманчивое, сколь рискованное и трудоемкое. Укоренившиеся догмы в восприятии культурного феномена препятствуют любым попытками переосмысления его содержания; заметнее всего это проявляется в отношении к художественной прозе, всегда являвшемся одним из наиболее трудно преодолеваемых стереотипов. В то же время, адекватная оценка этих произведений далеко не всегда бывает доступна современникам писателя, особенно в тех случаях, когда высказываемые им идеи опережают собственное время. В результате искаженное представление о замысле, фабуле, сути произведения довлеет над потомками, не позволяя им в должной мере оценить глубину книги и проникнуться истинной интенцией ее возникновения. Возложивший же на себя задачу ревизии критериев оценки ставшего классикой литературного наследия должен быть уверен в своих силах и обладать немалым гражданским мужеством, позволяющим преодолеть устоявшиеся в обществе стереотипы и отстоять собственную новаторскую точку зрения.


Friday, August 10, 2012

ХЛЕБ С МАСЛОУ


эпиграф:
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии – наивысшей из них».
Абрахам Маслоу